Главная » Культура » Гражданское » Школы и методы » Хань Фэй-цзы » Хань Фэй-цзы. Глава 25. Разъяснение учения Лао-цзы.

Хань Фэй-цзы. Глава 25. Разъяснение учения Лао-цзы.

15 Сен 2014 в 15:18.

И Фань Ли-эр

Хань Фэй-цзы. 3 в. до н.э.

Глава 25. Разъяснение учения Лао-цзы.

Дэ — это внутреннее. Полученное — это внешнее. Фраза «Человек с высшим дэ не осуществляет добрые дела» говорит о том, что его душа не соблазняется внешним. Если душа не соблазняется внешним, то тело цело; если тело цело, то это называется дэ. Таким образом дэ — это приобретение тела. Любое дэ оформляется посредством недеяния; создается посредством отсутствия желаний, вызванных вещами; становится спокойным посредством того, что не прибегают к размышлениям; делается твердым посредством того, что не прибегают к использованию. Если осуществляются какие-либо деяния, проявляют какие-либо желания, то для дэ нет пристанища, а раз для дэ нет пристанища, то не сохраняется целостность тела. Если прибегают к использованию чего-либо и размышлениям над чем-либо, то дэ не бывает твердым, а раз дэ не бывает твердым, то успех не достигается. Поскольку не сохраняется целостность тела и успех не достигается, то жизнь приобретает собственное дэ. Таким образом, стремление к приобретению чего-либо есть отсутствие дэ, а отсутствие стремления к приобретению чего-либо есть наличие дэ. Поэтому говорится: «Человек с высшим дэ не осуществляет добрые дела, поэтому он является добродетельным».

Хань Фэй был одним из крупнейшим теоретиков и практиков школы фа-цзя (законников). Он был ярым сторонником создания централизованного государства и укрепления власти правителя. Канон «Хань Фэй-цзы» в современном виде содержит 55 глав-уложений, не все из них считаются аутентичными. На протяжении многих веков трактат подвергался искажением, так как противопоставлялся конфуцианским уложениям и привилегиям старой знати.

Комментарии закрыты.